Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития нашего государства в условиях социально-экономических и правовых преобразований стремительно возрастает
интерес к модернизации социальной сферы.
Любое управленческое решение в период системных кризисных изменений должно быть наполнено социальным содержанием.
На наш взгляд, проблема эффективного разрешения вопросов социальной защиты семьи, детей и молодежи особенно остро стоит в современном российском обществе.
Наше государство переживает кризис социальной сферы, который во многом является следствием глубокой несогласованности действий между органами социальной работы.
Одной из структур, позволяющих обеспечивать граждан, имеющих стойкие проблемы со здоровьем, такой помощью, является центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Комплексные центры социального обслуживания населения в Российской Федерации осуществляют
свою деятельность в соответствии с нормативно-правовой базой.
Таким образом, развитие системы комплексной медико-социальной реабилитации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики.
Актуальность темы исследования заключается в развитии демократических устремлений Российской Федерации в новых социально-экономических и геополитических условиях с помощью совершенствования государственного управления структурами, осуществляющими социальную работу на примере центров социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Целью данной работы является рассмотрение центров социального обслуживания: задач, функций, структуры.
Задачи:
- рассмотреть задачи и услуги, предоставляемые центрами социального обслуживания;
- изучить структуру центров социального обслуживания;
- проанализировать структуру, задачи и функции Государственного учреждения социального обслуживания «Участие» (г. Курск);
- изучить структуру, задачи и функции государственного учреждения социального обслуживания населения «Областной медико-социальный реабилитационный центр имени преподобного Феодосия Печерского» (Курская область);
- описать задачи и деятельность комплексного центра социального обслуживания населения г. Катав-Ивановска.
Объект исследования – особенности функционирования центров социального обслуживания.
Предмет исследования – функции, задачи и структура центров социального обслуживания в г. Курск и г. Катав-Ивановск.
Глава 1 Теоретические основы деятельности центров социального обслуживания
1.1 Задачи и услуги, предоставляемые центрами социального обслуживания
Наша страна имеет особые социальные, моральные, духовные, политические и экономические предпосылки возникновения ростков социальной помощи нуждающимся категориям населения и социальной защиты в целом, которая, по мнению отечественных ученых, является одним из механизмов гармонизации отношений и объединения общественных интересов .
В 1993 году для поддержки социального становления и развития молодежи были созданы первые центры социальных служб, которые рассматривались известными исследователями как специальные учреждения, уполномоченные государством участвовать в реализации государственной молодежной политики путем проведения социальной работы с детьми и молодежью.
ЦСО предоставляет следующие услуги:
- социально-бытовые услуги – доставка продуктов питания, промтоваров,
помощь в приготовлении пищи, обеспечение горячим питанием, осуществление
социально-бытового патронажа вызов врача, приобретение и доставка медикаменты, содействие в оказании услуг организациями социального значения и тому подобное;
- социально-экономические услуги – предоставление натуральной или денежной помощи;
- информационные услуги – предоставление информации, необходимой для выхода из сложной жизненной ситуации (справочные услуги), предоставление услуг просветительской и культурно–образовательной значения, распространение объективной информации о видах социальных услуг;
- другие социальные услуги .
К общим направлениям деятельности всех структурных подразделений ЦСО относятся следующие функции:
выявлять и учитывать по категории граждан, нуждающихся в социальных услугах;
выявлять и дифференцировать (по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определять необходимые им формы помощи и периодичность ее предоставления;
предоставлять социальной помощи;
содействовать обслуживаемым гражданам в реализации их прав и преимуществ, которые установлены действующим законодательством;
привлекать к сотрудничеству организации разных форм собственности;
оказывать моральную и других видов поддержки гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
сотрудничать с общественными, государственными и религиозными организациями для решения вопросов предоставления социальной помощи и поддержки гражданам, которые в ней нуждаются.
1.2 Структура центров социального обслуживания
Можно выделить ряд основных отделений, которые составляют базовую структуру центров социального обслуживания населения:
– отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
– отделение срочного социального обслуживания населения;
– отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
– отделение стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Объем оказываемых социальных услуг и количество граждан, числящихся на учете в учреждениях социального обслуживания населения, напрямую зависит от социально-экономических условий развития регионов. Размеры денежных доходов, назначенных пенсий, пособий граждан и принятый прожиточный минимум внутри региона определяют политику оказания социальных услуг в региональных учреждениях социального обслуживания.
Центры социального обслуживания населения, оказывающие социальное, специализированное социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, квалифицированную психологическую и юридическую помощь, а также иные социально-медицинские услуги, называются «Комплексными» (Комплексный центр социального обслуживания населения) .
Комплексные центры социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) выступают одним из ведущих субъектов социализации несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации. В силу этого социально-педагогическая деятельность является одном из важнейших направлений деятельности данных учреждений.
Комплексный центр социального обслуживания населения является некоммерческой организацией, осуществляющей на территории города или региона организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, малообеспеченным гражданам, семьям, детям.
Состав отделений комплексных центров социального обслуживания населения варьируется в зависимости от выбранных регионов Российской Федерации. Наиболее распространенными отделениями в составе комплексных центров являются:
– отделение специализированного социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
– отделение социального обслуживания семьи и детей;
– социально-реабилитационное отделение .
Структура комплексных центров социального обслуживания населения
включает в себя, помимо базовых отделений, структурные подразделения, которые обеспечивают предоставление специализированных услуг, например:
– специализированное социально-медицинское обслуживание;
– социально-медицинская реабилитация;
– социальная и психологическая помощь многодетным семьям;
– специализированная психолого-педагогическая консультация;
– социально-бытовые и др.
Обеспечение эффективной деятельности организаций, охватывающих столь обширные направления, невозможно без структурированной системы управления подобающего уровня.
На сегодняшний день одним из самых приоритетных направлений по улучшению процессов управления является рациональное использование информационных технологий в качестве инструментов автоматизации. В случае с центрами социального обслуживания населения наиболее объемлющим и эффективным решением будет являться использование технологий электронного администрирования. Использование электронного администрирования широко распространено за рубежом и является уже опробованным средством среди как государственных, так и коммерческих организаций.
В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, осуществление социально-педагогической деятельности в КЦСОН происходит посредством предоставления социально-педагогических услуг. Суть социально-педагогических услуг заключается в профилактике девиантного поведения, развитии позитивных интересов, работе по организации досуга и оздоровления несовершеннолетних, а также оказании помощи семье в воспитании детей.
Вместе с тем в настоящее время в организационно-штатной структуре КЦСОН отсутствует должность социального педагога. В первую очередь это объясняется тем, что после вступления в действие Федерального закона No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) данная должность была исключена из перечня должностей организационно-штатной структуры КЦСОН, в то время как практическая социально-педагогическая деятельность по социализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, продолжает оставаться актуальным направлением деятельности КЦСОН
Прямым следствием такого положения дел выступает отсутствие регулирования осуществления социально-педагогической деятельности, в том числе в части организационно-штатного расписания в региональных и ведомственных нормативных актах. Сегодня создалась ситуация, когда, с одной стороны, руководство федеральных, региональных и муниципальных органов социального обслуживания населения требует от сотрудников КЦСОН осуществления социально-педагогической деятельности, с другой — в перечень должностных обязанностей сотрудников КЦСОН осуществление социально-педагогической деятельности формально не входит и, в соответствии с нормами Федерального закона, входить не может, поскольку у сотрудников КЦСОН нет педагогического статуса.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Асильдерова М. М., Кадилаева Р. Ш., Явбатырова Б. Г. Социальный педагог в системе социальной защиты детства : учеб. пособие. — Махачкала : ДГПУ, 2018. — 136 с.
2) Богданов В. А. К вопросу о нормативном обеспечении социально-педагогической деятельности в комплексных центрах социального обслуживания населения//ДЕТСТВО, ОТКРЫТОЕ МИРУ. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск, 2022. С. 96-98
3) Власова Е.М. Совершенствование системы аттестации социальных работников в центрах социального обслуживания//МАТЕРИАЛЫ ИВАНОВСКИХ ЧТЕНИЙ. 2017. № 4. С. 173-179
4) Герасимова О. Ю., Фатыхова Ю. М. Центр социального обслуживания населения - эффективная форма реабилитации инвалидов// Непрерывное медицинское образование и наука 2015, No 3, том 10. С. 12-15
5) Гладкова Т. Н., Подшивайлова А. В. Совершенствование реализации полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Государственное и муниципальное управление в Камчатском крае: проблемы и пути решения : сб. науч.-практ. работ / под ред. М. Р. Плотницкой. — Петропавловск-Камчатский : ПЦ «Ариадна», 2018. — С. 52–57.
6) Гретчин В. В., Полянин А. В. Основные аспекты электронного администрирования в менеджменте центров социального обслуживания населения//Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. No 1 (18). С. 65-70
7) Заикина К.О., Кузьмина В.М. Центры социального обслуживания в Курской области//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК. Учредители: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2018. № 5. С. 74-78
8) Областной медико-социальный реабилитационный центр имени преподобного Феодосия Печерского//https://центр-печерского.рф/ (дата обращения 28.10.2022)
9) Стрельцова К. А. Социальное воспитание: формирование личности в социуме : учеб.-метод. пособие. — Краснодар : КГИК, 2020. — 73 с.
10) Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 28.10.2022)